Замена товара улучшенными характеристиками

Содержание
  1. Товары с улучшенными характеристиками
  2. Можно ли заменить на товар с улучшенными характеристиками?
  3. Как провести замену на товар с улучшенными характеристиками?
  4. Каким образом оформляется замена товара на товар с улучшенными характеристиками?
  5. Примеры поставки товара с улучшенными характеристиками
  6. Правила определения улучшенных характеристик товаров
  7. 44‑ФЗ простым языком. Часть 3
  8. Общие требования
  9. Дополнительные требования
  10. Цена и условия 
  11. Ответственность сторон
  12. Обязательные условия 
  13. Контракт оплачивают максимум за 30 календарных дней с даты подписания актов-приемки.  Контракты с малым бизнесом оплачивают за 15 рабочих дней. Правительство может установить другие сроки оплаты в оборонзаказе. 
  14. Дополнительные условия
  15. Формы контракта  
  16. Критерии оценки 
  17. Величины значимости  
  18. Улучшенные характеристики по 44-ФЗ
  19. Когда можно улучшить характеристики?
  20. Что является лучшим, а что нет?
  21. Когда характеристики менять нельзя?
  22. Поставка товара с улучшенными характеристиками в Госзаказе: помощь юриста • Veritas Law Group
  23. Общие правила поставки и приемки товара
  24. Условие первое — согласие заказчика на поставку товара с улучшенными характеристиками
  25. Второе условие — «улучшение» возможно только по тем характеристикам, которые указаны в контракте
  26. Третье условие — характеристики должны соответствовать параметрам, установленным документацией (извещением)
  27. Последствия: мнение юриста

Товары с улучшенными характеристиками

Замена товара улучшенными характеристиками
Одними из целей создания контрактной системы в сфере государственных закупок являются обеспечение открытости и прозрачности их проведения, создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, повышение качества поставляемых товаров, работ и услуг.

Для исключения коррупционной составляющей закупок, в соответствии с пунктом 3 статьи 94 Федерального закона №44, для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов заказчик обязан провести экспертизу.

Причем экспертиза может проводиться заказчиком как своими силами (внутренняя экспертиза), так и с привлечением экспертов или экспертных организаций на основании контрактов (внешняя экспертиза) . В случае несогласия поставщика (подрядчика, исполнителя) с выводами эксперта он имеет право провести повторную экспертизу за свой счет.

Таким образом, проведение экспертизы (внешней или внутренней) является необходимым этапом процесса исполнения контрактов, в результате которого устанавливается соответствие или несоответствие фактически поставленного товара характеристикам и показателям, установленным в государственном контракте.

Можно ли заменить на товар с улучшенными характеристиками?

В соответствии с пунктом 7 статьи 95 Федерального закона №44, при исполнении контракта допускается поставка товара (выполнение работы, оказание услуги), качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.

Однако заказчик должен согласовать применение указанного пункта статьи с поставщиком и внести соответствующие изменения в реестр контрактов. Данную информацию нередко вносят непосредственно в государственные контракты, тем самым уведомляя поставщика о возможности принятия товаров с улучшенными характеристиками.

Следует отметить, что в федеральном законе применяется термин «улучшенные характеристики», который не нашел отражения ни в одном другом нормативно-правовом акте: в законодательстве не содержится информации о существенных признаках этого понятия.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона №44-ФЗ, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых, в соответствии с Законом №44-ФЗ, извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.    Согласно части 2 статьи 34 Закона №44-ФЗ, при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона №44-ФЗ.

В соответствии с частью 7 статьи 95 Закона №44-ФЗ, при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. Указанная норма Закона №44-ФЗ не устанавливает обязанности по заключению дополнительного соглашения об изменении условий контракта. 

Как провести замену на товар с улучшенными характеристиками?

Вместе с тем из части 7 статьи 95 Закона №44-ФЗ следует, что условиями для замены поставляемого товара являются, во-первых, его более высокое качество по сравнению с товаром, согласованным к поставке, а во-вторых, согласие заказчика на эту замену.
Согласно части 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное. 

Каким образом оформляется замена товара на товар с улучшенными характеристиками?

Таким образом, в случае если при исполнении контракта заказчиком по согласованию с поставщиком принято решение о поставке товара, качество, технические и функциональные характеристики которого являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими характеристиками, указанными в контракте, то стороны заключают дополнительное соглашение об изменении условий контракта в части качества, технических и функциональных характеристик поставляемого товара, которые являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими характеристиками, указанными в контракте. Экспертное заключение, содержащее ход и результаты проведенной внешней экспертизы по государственному контракту, отражает качественные, технические и функциональные характеристики, свидетельствующие о соответствии или несоответствии поставленной продукции соответствующим требованиям, указанным в контракте. Установление наличия или отсутствия улучшенных характеристик в поставленном товаре (выполненной работе, оказанной услуге) выходит за рамки компетенции эксперта, производящего экспертизу по государственному контракту. По указанной причине, по нашему мнению, в описанном случае существует необходимость в назначении товароведческой экспертизы для решения вопроса о наличии или отсутствии улучшенных характеристик у конкретных объектов исследования.

Существует и ряд других факторов, из-за которых специалист, производящий экспертизу в соответствии с Федеральным законом №44, не может решить вопрос, является ли исследуемый объект по своим качествам, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) улучшенным по сравнению с объектом, технические и функциональные характеристики которого указаны в государственном контракте. Во-первых, в законодательстве отсутствует единое толкование термина «улучшенная характеристика», в связи с чем невозможно четко и однозначно оценить наличие или отсутствие этих характеристик. Во-вторых, если допустить производство экспертизы по улучшенным характеристикам с учетом отсутствия законодательно закрепленного термина (по причине практической необходимости установления данного факта), то представляется логичным исследовать не просто отдельный объект сам по себе, а в совокупности с иными объектами, связанными с ним (поставленными или уже находящимися в пользовании у заказчика), при этом учитывая цели и условия их использования. В-третьих, у эксперта, производящего внешнюю экспертизу, имеются некоторые ограничения, закрепленные в государственном контракте и не допускающие проведение полного и всестороннего исследования. Например, в государственном контракте на поставку картриджей для лазерного принтера отсутствует возможность нарушить целостность упаковки и провести испытания до подписания передаточных документов со стороны заказчика. При производстве внешней экспертизы соответствие оставшихся картриджей указанным в контракте характеристикам принимается «на веру», предполагая добросовестность поставщика. Такая же ситуация возникает при необходимости установить некоторые не определяемые визуально параметры исследуемых объектов, которые отражены в документах (паспорте, сертификате): эксперт не ставит под сомнение подлинность документов и «верит» указанным характеристикам, если у него отсутствуют достаточные основания им не доверять. Для установления улучшенных характеристик поставленного товара подобный подход неприемлем. 

Примеры поставки товара с улучшенными характеристиками

Приведем примеры, иллюстрирующие необходимость применения полного и всестороннего исследования в целях установления факта наличия или отсутствия улучшенных характеристик.

В государственное образовательное учреждение были поставлены колбы для жидкостей объемом 400 мл, однако, в соответствии с техническим заданием государственного контракта, необходимо было поставить колбы для жидкостей объемом 300 мл.

С одной стороны, больший объем можно оценить как улучшенную характеристику, однако, со слов преподавателя школьной дисциплины, для проведения конкретного опыта нужна колба для жидкостей объемом строго 300 мл. В данном случае колбу с увеличенным объемом нельзя счесть товаром с улучшенными характеристиками.

В другом примере в государственное образовательное учреждение поставили видеопроекторы с большим форматом, чем было предусмотрено в требованиях технического задания. Однако в школе уже имелись экраны для видеопроекторов, которые исключают использование видеопроекторов с большим форматом.

Таким образом, поставленный товар не может быть реализован в учебном учреждении, следовательно, возможность проецирования на экран большего размера в данном случае не может рассматриваться как улучшенная характеристика. Еще одним примером является поставка компьютерной техники в государственное предприятие.

Экспертом было установлено, что моноблоки имеют большую мощность блока питания, чем указано в техническом задании государственного контракта: по техническому заданию этот параметр должен составлять 120 Вт, тогда как фактически были поставлены моноблоки с блоком питания 200 Вт.

Данный параметр также не может быть однозначно оценен как улучшенная характеристика, ввиду того что, с одной стороны, более мощный блок питания позволит добавить оперативной памяти или установить дополнительный жесткий диск в случае необходимости, однако с другой стороны, более мощный блок питания также расходует и большее количество электроэнергии, что, в свою очередь, приведет к увеличению расходов на оплату счетов за электричество.

На наш взгляд, при установлении возможности описать имеющиеся у товара параметры как улучшенные необходимо учитывать меру их полезности, что проявляется через основополагающие товароведные характеристики. 

Правила определения улучшенных характеристик товаров

Характеристика — это совокупность отличительных свойств, признаков предмета или явления. Исходя из этого определения термина, можно сформулировать основополагающие товароведные характеристики объектов.

Ассортиментная характеристика товаров — это совокупность отличительных групповых и видовых свойств и признаков това­ров, определяющих их функциональное и (или) социальное на­значение.

Такая характеристика включает группу, подгруппу, вид, разновидность, наименование, торговую марку и устанав­ливает принципиальные отличия одного вида или наименова­ния товара от другого. Качественная характеристика (качество) товаров — это совокупность внутривидовых потребительских свойств, позволяющих удовлетворять разнообразные потребности.

Данная характеристика товаров тесно связана с ассортиментной, так как они обе учитывают общее потребительское свойство товара — его назначение. Качественная характеристика отличается от ассор­тиментной большей полнотой потребительских свойств, среди которых важное место занимают безопасность и экологичность.

Количественная характеристика товаров — совокупность определенных внутривидовых свойств, выраженных с помощью физических величин и единиц их измерения .

Определение улучшенных характеристик осуществляется следующими сравнительными методами: 1)       объективные — измерительные, расчетные, регистрационные; их преимущество состоит в объективности, повторяемости, сопоставимости и воспроизводимости результата, который выражается в общепринятых единицах; 2)       эвристические методы, среди которых выделяются органолептические методы, то есть определение характеристик товара на основе анализа восприятия органов чувств человека. Улучшенная характеристика представляет собой относительный показатель, основанный на сравнении совокупности показателей качества сопоставляемых объектов. Виды улучшенных характеристик: 1) технические — сравнение технологического совершенства при исследовании однотипных товаров; 2) технико-экономические — сравнение как технических, так и экономических показателей; интегральный показатель — отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее эксплуатацию; 3) нормативные — характеризуются действительными числовыми значениями показателей качества, которые находятся в области, ограниченной предельными значениями. Оценка улучшенных характеристик включает совокупность сравнительных операций по выбранной номенклатуре показателей, оценку их действительных значений и сопоставление сравниваемых объектов.

В свою очередь, увеличение количества товара, объема работ или услуг по одному контракту не является улучшенной характеристикой. Страна происхождения товара также не может являться показателем его качества и использоваться для оценки его технических и функциональных параметров.

Таким образом, мы видим возможность решения проблемы в следующем.

Учитывая невозможность установления улучшенных характеристик при производстве внешней экспертизы, необходимо назначать товароведческую экспертизу для ответа на вопрос: является ли исследуемый объект по своим качествам, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) улучшенным по сравнению с объектом, технические и функциональные характеристики которого указаны в государственном контракте? При производстве товароведческой экспертизы в целях установления факта наличия или отсутствия улучшенных характеристик необходимо проводить исследование комплексно, с учетом всех нюансов будущего использования исследуемого товара, объема работ или услуг.

Источник: https://epcp.ru/info/articles/tovary-s-uluchshennymi-kharakteristikami/

44‑ФЗ простым языком. Часть 3

Замена товара улучшенными характеристиками

Статья актуальна на 1 июля 2019

Общие требования

  1. Заказчик указывает в техзадании функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара. Например, габариты, мощность и режимы работы рентгеновского аппарата, требования к его составным частям, при какой температуре и сколько лет его можно использовать и т.д. 

Без оговорки «или эквивалент» в описание нельзя включать: 

  • товарные знаки (молоко «Веселый молочник», автомобиль Toyota, принтер Canon), 
  • знаки обслуживания (мобильная связь «МТС», услуги авиаперевозок «Аэрофлот»),
  • фирменные наименования (iPad), 
  • патенты, полезные модели и промышленные образцы (радиатор, патент РФ на промышленный образец № 70094), 
  • наименование места происхождения товара или производителя (вологодское масло, тульский пряник, каслинское литье), 
  • любые требования к товарам, которые ограничивают конкуренцию. 

В техзадании можно указать товарные знаки, если: 

  • эти товары будут использовать при выполнении контракта. При этом в описание также нужно добавить слова «или эквивалент». 
  • остальные товарные знаки не совместимы с имеющимися товарами или механизмами,
  • закупают запчасти к оборудованию конкретной марки. 
  1. В описании закупки заказчик использует показатели, требования, условные обозначения и термины из действующих технических регламентов. Использование других терминов и показателей придется обосновать. 
  2. Описание может включать спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работ, тестирования и т.д. Все должно соответствовать Гражданскому кодексу и техническим регламентам.  
  3. Если товар должен соответствовать конкретному изображению, то в документах должно быть это изображение.  
  4. В документах указывают место, время и порядок осмотра макета товара, если товар должен ему соответствовать.   
  5. В закупке медикаментов заказчик указывает непатентованные международные названия лекарств. В справочной есть статья о закупках лекарств.  
  6. Априори товар должен быть новым, не бывшим в употреблении,  не восстановленным, без замены составных частей.   
  7. Документы закупки на строительство, реконструкцию, капремонт и снос зданий должна содержать проектную документацию. За исключением случаев, когда она не требуется. 

В документах закупки обязательно указывают минимальные, максимальные и неизменяемые показатели, по которым будут проверять товар. 

Дополнительные требования

В некоторых случаях, предусмотренных 44-ФЗ, заказчик устанавливает дополнительные требования к объекту закупки, производителю или поставщику, например:  

  • к качеству, техническим характеристикам товара и потребительским свойствам, 
  • к квалификации и опыту выполнения подобных работ, 
  • к деловой репутации, 
  • наличию производственных мощностей и технологического оборудования,
  • трудовых, финансовых и других ресурсов, нужных для производства или поставки товара.

При необходимости устанавливают требования к гарантии качества и гарантийному сроку: 

  • товара и его обслуживания,
  • расходов на эксплуатацию, 
  • монтажу и наладке.

Если закупают машины и оборудование, заказчик обязательно устанавливает требования к гарантии.

Дополнительно заказчик может потребовать от поставщика обучить персонал, который будет использовать или обслуживать технику. Все требования к гарантии заказчик указывает в документах закупки. Поставщик предоставляет гарантию вместе с товаром.

Правительство может устанавливать дополнительные правила описания отдельных закупок. Как описывать закупки в оборонном заказе, прописано в 275-ФЗ. 

Цена и условия 

Контракт заключают на условиях, которые были опубликованы в документах закупки. До заключения контракта можно написать протокол разногласий. В электронных закупках протокол разногласий оформляют через интерфейс ЭТП, в остальных видах закупок — по согласованию с заказчиком.

Менять условия заключенного контракта нельзя, за исключение нескольких случаев и только по соглашению сторон (ст. 95 44-ФЗ,) например:

  • Победитель закупки/ единственный поставщик снизил цену контракта, при этом объем товара остался прежним. 
  • Заказчик увеличил или уменьшил объем товара не больше чем на 10%.
  • Сократилось финансирование заказчика, и он пропорционально уменьшает объем закупки.
  • Закупали лечение за границей, а его стоимость изменилась. 
  • Победитель поставляет товар с улучшенными характеристиками. 
  • В закупке товара, цена на который регулируется государством (повысились тарифы — можно увеличить цену контракта).
  • В некоторых закупках у единственного поставщика (у компаний-монополистов или закупках коммунальных услуг, аренды, лечения за границей, юридических услуг в иностранных судах) можно изменить любые существенные условия контракта.
  • В контракте на строительные работы можно изменить срок и стоимость работ не больше, чем на 30%. Это можно сделать, если контракт длится более года и его невозможно закончить по независящим от сторон обстоятельств или нужно внести изменения в проектную документацию. Увеличение сроков или цены должны согласовать местные власти.
  • Если строительный контракт не исполнен в срок по вине подрядчика или по независящим от сторон причинам, его срок можно один раз продлить на срок не больше первоначального.

Цена всегда твердая и действует весь срок контракта. Если количество поставляемых товаров невозможно определить на момент закупки, то указывают:

  • Цену за единицу каждого товара и максимальную цену контракта. 
  • Объем товара (работ, услуг) в каждой заявке во время исполнения контракта. 

В случаях, установленных правительством, можно указать ориентировочную цену, формулу цены или максимальную цену контракта. 

Если контракт заключают с физическим лицом, цену уменьшают на размер НДФЛ. Особенность цены контракта в оборонных заказах устанавливает 275-ФЗ.

Ответственность сторон

В контракт обязательно включают условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта: 

  • Пеня при просрочке — например, если поставщик не поставил вовремя товар или заказчик не оплачивает контракт.
  • В остальных случаях — штрафы, установленные правительством.

Если одна из сторон не исполняет условия контракта, другая отправляет требование об уплате неустоек.  

Пени начисляют за каждый день просрочки, они составляют 1/300 ставки рефинансирования:

  • От невыплаченной суммы контракта, если условия нарушает заказчик. 
  • От суммы контракта, уменьшенной на сумму фактически поставленных товаров и выполненных работ, если условия нарушает поставщик.

Штрафы и пени не платят, если контракт невозможно исполнить из-за обстоятельств непреодолимой силы.

Обязательные условия 

В контракт включают: 

  • сроки оплаты,
  • правила приемки товара и оформление результатов (соответствие качеству, количеству, комплектности, форме упаковке и другим требованиям из контракта), 
  • порядок и срок предоставления гарантийных обязательств, если они установлены в соответствии с ч. 4 ст. 33 44-ФЗ.
  • срок возврата обеспечения контракта. 

Контракт оплачивают максимум за 30 календарных дней с даты подписания актов-приемки.  Контракты с малым бизнесом оплачивают за 15 рабочих дней. Правительство может установить другие сроки оплаты в оборонзаказе. 

Если в закупке требуется обеспечение гарантийных обязательств, то документ о приемке подпишут только после того, как поставщик предоставит такое обеспечение.

Дополнительные условия

В контракт, заключенный за границей, можно включить дополнительные условия. Информация об этом должна быть в документах закупки.

Можно предусмотреть возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке. При расторжении контракта с победителем возможно заключить контракт с участником, занявшим второе место, без проведения закупки.

Это возможно, если первый победитель  нарушил условия контракта и попал в реестр недобросовестных поставщиков.

 

В случаях, установленных правительством, разрешают заключить контракт одновременно на проектирование объекта, его конструирование, обслуживание, ремонт, эксплуатацию и утилизацию.

В электронном аукционе по согласованию с участником, заказчик вправе увеличить количество товара на сумму, которая не превышает разницу между НМЦ и ценой контракта, предложенной участником. При этом пропорционально увеличивается цена контракта, но не больше размера НМЦ.

Например, победитель закупки снизил цену на школьные парты на 100 000 рублей от НМЦ. На эту сумму заказчик имеет право закупить еще несколько парт, уложившись в НМЦ. Докупать таким образом можно только товары, и эта возможность должна быть прописана в документах закупки. 

Есть случай, когда в контракте также прописывают условие о том, что генеральный подрядчик контракта предоставляет заказчику информацию о субподрядчиках (ч. 23 ст. 34 44-ФЗ). Если цена контракта больше 1 млрд руб. для федеральных нужд или 100 млн руб.

для муниципальных нужд, а общая сумма работ, которые отданы на субподряд, больше 10% цены контракта.  Информацию о субподрядчиках нужно предоставить за 10 дней с момента заключения контракта. Если это требование не исполнить, начислят пени.

Но это не будет причиной расторгнуть контракт.

Если в закупке установлено банковское сопровождение, его условия также прописывают в закупке. 

Если заключают контракт больше чем на три года и его цена выше 100 млн рублей, в контракт включают график исполнения. 

Формы контракта  

Если на поставку товара или исполнение услуги разработан типовой контракт, заказчик использует только его. Типовые контракты разрабатывают и утверждают федеральные органы исполнительной власти, Росатом, Роскосмос и Минфин. Библиотека готовых типовых контрактов есть в ЕИС. 

В других случаях контракт можно заключить в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом.

Контракт признают недействительным по требованию суда, если докажут, что член комиссии получил выгоду от его заключения — деньги и т.д.

В контракте обязательно прописывают сроки, в которые заказчик вернет обеспечение исполнения контракта, в том числе часть суммы обеспечения, после того как поставщик выполнил этап контракта и получил за него оплату. Обеспечение нужно вернуть: 

  • в течение 15 дней после подписания актов-приемки — в закупках среди СМП, 
  • в течение 30 дней в остальных закупках. 

Критерии оценки 

Критерии оценки используют в конкурсах и запросах предложений. Заказчик заранее устанавливает в документах закупки не меньше двух критериев из этого списка: 

  • цена контракта,
  • расходы на ремонт и эксплуатацию,
  • качественные, функциональные и экологические характеристики,
  • квалификация участников закупки, в том числе финансовые ресурсы, оборудование, опыт подобных работ, деловая репутация, квалифицированные специалистов.

Нельзя оценивать заявки по критериям, не установленным в документах закупки.    В аукционах и в запросах котировок учитывают только предложенную цену и проверяют, что участник соответствует требованиям.

Других критериев оценки нет.

   

В закупке на строительные услуги, проектирование или в других случаях, установленных правительством, заказчик может указать в качестве критерия стоимость жизненного цикла объекта:  

  • расходы на его закупку, 
  • последующие обслуживание и  эксплуатацию, 
  • ремонт и утилизацию.

Величины значимости  

Также заказчик заранее устанавливает величину значимости каждого критерия. Сумма величин составляет 100%. «Вес» дополнительных критериев не должен быть больше критериев, установленных законом. 

Сумма величин «цена контракта» и «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ» должна быть не меньше 20% суммы величин значимости всех критериев1 в закупке на: 

  • исполнение, финансирование проката или показа национального фильма, 
  • выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ. 

Если в закупке не используют  критерий «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ», то величина критерия «цена контракта» должна быть не меньше 20% суммы величин значимости всех критериев1.

1 Если в заявке предложили цену на 25% и более ниже НМЦ, то величина значимости критерия «цена контракта» должна быть равна 10%.

Величину значимости критерия «цена контракта» в закупке на создание произведения литературы или искусства можно снизить до 0% суммы величин значимости всех критериев.

Порядок оценки заявок, окончательных предложений и предельные величины значимости каждого критерия устанавливает правительство. Если закупают товары, на которые установлены тарифы, заказчик может не использовать критерии оценки.   

Если заказчик не соблюдает требования к критериям и их величинам, закупку признают недействительной по иску любого участника закупки.

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»: 

44-ФЗ простым языком. Часть 1.

44-ФЗ простым языком. Часть 2.

44-ФЗ простым языком. Часть 4.

44-ФЗ простым языком. Часть 5.

44-ФЗ простым языком. Часть 6. 

44-ФЗ простым языком. Часть 7.

44-ФЗ простым языком. Часть 8.

44-ФЗ простым языком. Часть 9.

44-ФЗ простым языком. Часть 10.

44-ФЗ простым языком. Часть 11. 

44-ФЗ простым языком. Часть 12.

44-ФЗ простым языком. Часть 13.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1156-44-fz-3

Улучшенные характеристики по 44-ФЗ

Замена товара улучшенными характеристиками

С ситуациями, при которых требуется изменить предмет контракта, эксперты консультационного центра “Закон.гуру” знакомы не понаслышке. Подобные вопросы поступают в центр постоянно уже на протяжении многих лет. В настоящей статье мы разберем:

  1. случаи, при которых заказчик по согласованию с поставщиком может внести изменения в контракт в части замены одного товара (работы, услуги) на другой, имеющий улучшенные характеристики; 
     
  2. какие характеристики являются действительно улучшенными, а какие нет?
  3. как на изменение характеристик смотрят проверяющие?
  4. ситуации, при которых заказчик с поставщиком ни при каких обстоятельствах не могут (не вправе) подписать дополнительное соглашение контракту о замене предмета на улучшенный;
  5. ответственность заказчика и поставщика за подписание соглашения об изменении предмета контракта в случаях, не предусмотренных Законом № 44-ФЗ. 

Надеемся, что материал, изложенный в статье, окажется полезным читателю. При возникновении дополнительных вопросов по данной теме читатель может адресовать их нам в ветке коротких консультаций “Вопрос-ответ” или, вступив в нашу закрытую группу в WhatsApp, задать его непосредственно. 

Когда можно улучшить характеристики?

Изменение предмета контракта на иной, имеющий улучшенные характеристики, возможно только при исполнении контракта. При заключении контракта предмет менять недопустимо. Поэтому, если поставщик изначально понимает, что он не сможет поставить предложенную им продукцию, то не стоит убеждать заказчика сразу заключить контракт с измененным предметом. 

Если заказчик согласится с данным предложением, то не только заказчик, но и поставщик могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.

32 КоАП РФ за заключение контракта на иных условиях, нежели чем были предусмотрены документацией о закупке и заявкой участника.

Административный штраф в указанном случае составляет 1 % от НМЦк и накладывается на обе стороны (для заказчика максимальный штраф составляет 30 000 рублей, а для поставщика (юридическое лицо) – 300 000 рублей. 

Если заказчик откажется от предложения участника, что, собственно говоря, верно и правильно с точки зрения Закона № 44-ФЗ, то поставщик, настаивая на своем может “угодить” в РНП за уклонение от заключения контракта.

Поэтому, понимая невозможность исполнения контракта на предложенных условиях поставщик должен всегда подписать контракт, а уже потом решать данные вопросы (например, путем подписания соглашения о расторжении контракта или применив по соглашению с заказчиком ч.7 ст.95 Закона № 44-ФЗ).

Изменить предмет контракта на улучшенный можно во всех случаях заключения контракта по Закону № 44-ФЗ: способ закупки, по результатам которого заключается контракт, значения не имеет; наличие или отсутствие в контракте соответствующего условия о праве сторон на изменение контракта также не является препятствием к подписанию дополнительного соглашения к контракту об изменении предмета на улучшенный (т.к. ч.7 ст.95 Закона № 44-ФЗ не ставит под условие применения данной нормы в зависимости от содержания контракта). Соответственно предмет может быть изменен как в контракте, заключенном по результатам конкурентной процедуры закупки, так и в контракте, заключенном по результатам закупки у единственного поставщика вне зависимости от текста контракта. Менять предмет можно как в случае поставки товаров, так и в случае выполнения работ, оказания услуг.

Что является лучшим, а что нет?

Основное правило, которое следует запомнить:

Улучшать товар, работу, услугу, предусмотренные в контракте, можно только по тем характеристикам, которые предусмотрены в таком контракте. Если новый товар (работа, услуга) лучше по характеристикам, которые в контракте не закреплены (а, например, содержаться в технических паспортах изделий), то это не является основанием для подписания дополнительного соглашения в части изменения предмета.

Приведем условный пример. Заказчик покупает принтер Саnon со скоростью печати одной страницы равной 3 секунды. Поставщик предлагает изменить поставляемый принтер на принтер компании HP, скорость печати у которого 1 страницы составляет всего 1 секунду. При этом остальные характеристики принтера HP аналогичны тем, что закреплены в контракте по принтеру Сanon.

Очевидно, что принтер HP лучше принтера Canon. Однако, если характеристика по скорости печати одной страницы не была указана в тексте контракта (т.е. изначально не была предусмотрена заказчиком в техническом задании) и содержится только в технических паспортах данных изделий, то подписывать дополнительное соглашение к контракту об изменении предмета в данном случае недопустимо.

Изменять предмет можно тогда, когда одна или несколько характеристик нового товара (работы, услуги) лучше, чем те, которые закреплены в контракте. При этом остальные характеристики не должны ухудшаться. Важно также заметить, что при изменении предмета не должен меняться вид закупаемого товара (работы, услуги). Он должен оставаться прежним.

Например, недопустимо вносить изменения в контракт, предметом которого выступает поставка настольных ПК, изменив предмет на поставку ноутбуков (принимая во внимание, что ноутбуки легче и лучше, чем настольные ПК). Настольные ПК можно менять только на настольные ПК, имеющие улучшенные характеристики, а не на ноутбуки и моноблоки, т.к.

это полностью другой предмет, а не тот же, имеющий улучшенные характеристики.

Какие характеристики являются улучшенными стороны определяют самостоятельно.

Однако, нужно понимать, что контролирующие органы настороженно относятся к любым дополнительным соглашениям, подписываемым сторонами, усматривая в них возможные злоупотребления и ограничение конкуренции.

Так, например, отдельные региональные УФАС считают недопустимым подписания дополнительных соглашений к контракту, если изменяются характеристики продукции, которые в техническом задании заказчика были изначально указаны конкретно. 

Например, в техническом задании заказчика было указано, что цвет поставляемого товара должен быть желтым (поставка автомобиля желтого цвета). Участник, подавая заявку, согласился с указанным цветом и заключил контракт на соответствующих условиях.

В ходе исполнения контракта стороны подписывают дополнительное соглашение к контракту о том, что поставляемый автомобиль будет не желтого цвета, а черного. Иными словами, характеристика по цвету была изначально установлена с тем расчетом, чтобы уменьшить количество подаваемых на аукцион заявок, т.к.

желтый цвет автомобиля не является ходовым и не все участники готовы его поставить. Если бы заказчиком изначально было бы указано, что ему требуется автомобиль черного цвета, а не желтого, то участников было бы намного больше.

Подписывая дополнительное соглашение об изменении характеристик, которые в техническом задании были указаны в виде конкретных значений, стороны рискуют быть привлечены к административной ответственности, обжаловать которую придется суде. Поэтому перед подписанием дополнительного соглашения нужно обязательно взвесить все “за” и “против”.

Когда характеристики менять нельзя?

В практике закупок есть ситуации, при которых изменять характеристики закупаемой продукции недопустимо, даже если они действительно являются улучшенными. Приведем примеры:

Нормирование. На день подготовки настоящей статьи к публикации органы власти, органы местного управления, осуществляющие функции ГРБС или учредителя бюджетного учреждения, обязаны принять нормативные акты, определяющие требования к отдельным видам товаров, работ, услуг. Об этом мы уже писали в одной из наших статей.

Характеристики закупаемой продукции, установленные в таких актах, являются строго обязательными для заказчика, т.е. он просто не может принять иную продукцию, выходящую за те значения по характеристикам, которые установлены в соответствующем акте.

Соответственно подписание любых соглашений об изменении товара (работы, услуги) должно осуществляться с оглядкой на акты о нормировании.

Импортозамещение. Например, приказ Минфина России от 04.06.

2018 № 126н, которому мы посвятили отдельную статью, устанавливает запрет на изменение страны происхождения товара, если при закупке такого товара было установлено действие данного приказа (за исключением случаев изменения страны, когда страной происхождения нового товара будет являться страна, входящая в ЕАЭС). Следовательно улучшенные характеристики в данном случае имеют второстепенное значение и применение положений ч.7 ст.95 Закона № 44-ФЗ невозможно при несоблюдении требований о стране происхождения товара.

Остались вопросы?Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Удачных закупок!

Источник: https://44fz.ru/article/uluchshennye-harakteristiki-po-44-fz/

Поставка товара с улучшенными характеристиками в Госзаказе: помощь юриста • Veritas Law Group

Замена товара улучшенными характеристиками

Имея большой опыт работы в данной области, в материале прокомментируем различные правовые позиции по вопросу, а также выскажем свою точку зрения и приведем соответствующую аргументацию.

Если Вы еще не сталкивались с поставкой товаров для государственных нужд, обратите внимание на нашу статью во избежание возникновения проблем с заказчиком.

Общие правила поставки и приемки товара

Для начала расскажем общие требования закона, которыми руководствуется заказчик при поставке товара.

Итак, данные отношения регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в народе именуемый Закон № 44-ФЗ или Закон о контрактной системе).

Согласно положениям данного закона определение поставщика происходит преимущественно публично (запрос котировок, аукцион, конкурс и др.). Особенностью контракта, заключаемого по результатам торгов, является точное соответствие данных, указанных в Вашем предложении (заявке) и спецификации к контракту, содержащей характеристики товара.

После того как контракт подписан и товар отгружен на склад заказчика, осуществляется приемка товара, в ходе которой эксперт (и комиссия) заказчика сопоставляют данные спецификации с характеристиками товара, содержащимися на этикетке товара или в сопроводительной документации. В случае отличия данных на этикетке товара и сведений в контракте, заказчик обязан сообщить об этом поставщику и дать время на устранение недостатков.

Недопонимание сторон начинается, когда поставщик привез заказчику товар, превосходящий по характеристикам указанного в контракте, но заказчик отказывается его принимать, ссылаясь на формальное несоответствие контракту.

Подобная ситуация может возникнуть по многим причинам:

  • при проведении торгов поставщик намеревался поставить определенный товар, который на момент отгрузки отсутствует на рынке (снят с производства, нет на складе и пр.);
  • поставщик, составляя заявку на участие в торгах, взял данные о характеристиках товара в Интернете и они оказались ложными;
  • на момент поставки товара производитель изменил технологию производства, в результате чего некоторые характеристики изменились и т.д.

Однако ни одна из вышеперечисленных причин сама по себе не может служить основанием для приемки товара заказчиком. Впрочем, не все так плохо. Действующее законодательство при соблюдении определенных условий допускает возможность поставки товара с улучшенными характеристиками (часть 7 статьи 95 Закона № 44-ЗФ).

Условиями для замены поставляемого товара являются:

  • во-первых, согласие заказчика на замену;
  • во-вторых, более высокие качественные, технические и функциональные характеристики предлагаемого к замене товара относительно показателей, указанных в контракте;
  • в-третьих (спорное условие, основанное на мнении Минэкономразвития), показатели предлагаемого к замене товара должны соответствовать значениям эквивалентности, установленным аукционной документацией.

Условие первое — согласие заказчика на поставку товара с улучшенными характеристиками

Поставщик не может просто поставить товар с улучшенными характеристиками и информировать об этом заказчика. Необходимо согласовать данные изменения с заказчиком и оформить в виде дополнительного соглашения к контракту. Данная позиция поддерживается как Минэкономразвития, так и судами.

Например, интересное дело рассматривалось в Арбитражном суде Ростовской области (А53-7539/2014), в котором суд принял сторону заказчика, указав, что поставка товара с улучшенными в сравнении с контрактом характеристиками возможна, но с согласия заказчика, в связи с чем основания для понуждения учреждения к принятию товара, не соответствующего по наименованию договору, отсутствуют.

Если Вы намерены поставить товар, отличный от контракта, рекомендуем заранее обратиться к заказчику с письмом о согласовании поставки товара с улучшенными характеристиками. Такое согласие непременно должно быть закреплено в соглашении сторон.

Отметим, что Минэкономразвития придерживается иной точки зрения. В письме от 10.06.

2015 № Д28и-1691 ведомство указывало, что Законом № 44-ФЗ не установлены документы для оформления соответствующих изменений условий контракта.

Следуя данной логике, заключение соглашения является необязательным. Но в таком случае не ясно, что будет размещать заказчик в реестре контрактов (часть 7 статьи 95 Закона № 44-ЗФ).

Второе условие — «улучшение» возможно только по тем характеристикам, которые указаны в контракте

Частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность должностных лиц заказчика за неправомерное изменение условий государственного контракта (штраф двадцать тысяч рублей).

Согласование поставки товара по характеристикам, пусть и улучшенным относительно указанного товара, но не указанных в контракте, будет рассматриваться контролирующими органами как нарушение установленного порядка изменений условий контракта.

Поэтому вряд ли заказчик пойдет на то, чтобы заменить товар по характеристикам, не указанным в контракте. В этой связи отметим недопустимость замены в контракте товарного знака без изменения по характеристикам товара.

Третье условие — характеристики должны соответствовать параметрам, установленным документацией (извещением)

Данное условие весьма спорное. Само Минэкономразвития, выразив данную позицию (письма от 05.09.2016 № Д28и-2264, от 03.10.2016 № ОГ-Д28-11365), поменяло свою точку зрения в письме от 08.11.2016 № Д28и-3079.

Тем не менее, некоторые заказчики остаются верными сложившейся практике. Логика их проста: таким подходом обеспечивается равный доступ участников к торгам, обеспечивается добросовестная конкуренция.

Последствия: мнение юриста

С недавнего времени согласно пункту 1 части 15 статьи 95 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям или он предоставил недостоверную информацию о соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем.

Согласно части 16 статьи 95 Закона № 44-ФЗ информация о поставщике, с которым контракт расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, будет включена в установленном законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков.

Кроме того, согласно части 8 статьи 34 Закона № 44-ФЗ за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, начисляется штраф.

Учитывая вышеизложенное, в случае возникновения сомнений относительно соответствия товара государственному контракту, не спешите осуществлять поставку, согласуйте свои действия с заказчиком.

Источник: https://www.veritas-ural.com/yurist-goszakaz/postavka-tovara-s-uluchshennymi-harakteristikami-v-goszakaze-pomoshh-yurista/

О ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: