Задачи по безработице с решениями

ЕГЭ. Экономика. Тема 24. Безработица

Задачи по безработице с решениями

Безработица – это социально-экономическое явление, которое характеризуется наличием лиц трудоспособного возраста, не имеющих работы, пригодных к ней и ищущих её.

Занятость — это деятельность людей, связанная с удовлетворением их личных потребностей и, как правило, приносящая им трудовой доход.

Рабочая сила страны = занятые + безработные

Причины безработицы:

  • внедрение новых технологий, оборудования, что приводит к излишеству рабочей силы или необходимости принимать на работу более квалифицированных специалистов
  • экономический спад, депрессия, что вынуждает работодателей снижать количество работников
  • политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимальной заработной платы снижает рост спроса на рабочую силу
  • особенности сезонных работ
  • демографическая ситуация в стране
  • добровольный уход с работы
  • первое появление на рынке труда и др.

Безработный и неработающий – это разные понятия. Человек может не работать по многим причинам: студенты очной формы обучения, пенсионеры, инвали­ды, матери, воспитывающие детей в возрасте до трех лет и т. д. К категории безработных относят только тех, кто ищет работу.

К безработным в России относятся лица, достигшие 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

  • не имеют работы (доходного занятия);
  • занимаются поисками работы, т.е. обратились  в государственную или коммерческую службу занятости, использовали  или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и другие способы, предпринимали шаги к организации собственного дела;
  • готовы приступить к работе.

Виды безработицы

  • Вынужденная возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу.
  • Добровольная связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы.
  • зарегистрированная — незанятое население, ищущее работу, официально взято на учет.
  • маргинальная — безработица слабо защищенных слоев населения (молодежи, женщин, инвалидов) и социальных низов, так как их берут на работу в последнюю очередь.

Формы безработицы

  • Фрикционная — поиск работником лучшей работы с лучшими условиями труда, это период от увольнения до следующего устройства на работу или поиск работы впервые.
  • Структурная – связана со структурными изменениями производства, усовершенствованием его, в результате чего работнику недостаточно знаний и умений

Фрикционная + структурная = естественная безработица

  • Циклическая связана с особенностями экономического цикла — спадами и подъёмами.
  • Сезонная – связана с сезонными особенностями той или иной деятельности (сельхозработы, туристический бизнес)
  • Институциональная –  это вид безработицы, созданный государственными структурами, отвечающими за рынок труда, и факторами, воздействующими на распределение рабочей силы:
    • несовершенство в налоговой системе (например, пониженная ставка налога на доход неработающих физических лиц);
    • социальные гарантии для неработающего населения (например, установление правительством высокого уровня пособия по безработице);
    • недостаточная информированность центров занятости о возможных вакансиях.

Внешние формы проявления  безработицы:

Открытая – ситуация на рынке труда, при которой индивид осознает, что он лишен работы, и официально регистрируется в службе занятости (на бирже труда )или не регистрируется (часть активного населения, предпочитающая работать на себя, то есть неофициально, скрывая свои доходы от государства, или, так называемые, тунеядцы, люди, не жалующие работать по своим жизненным убеждениям).

Скрытая – характеризуется неполной занятостью людей, имеющих возможность работать в полную силу: неполная рабочая неделя, сокращенный рабочий день;

Текучая – связана с периодическим «отталкиванием» и «притягиванием» рабочей силы на рынке труда

Застойная – длительная безработица( более 18 месяцев), чередующаяся с краткими периодами временной, случайной работы

Ловушка бедности – ситуация, при которой безработный, получающий пособие по безработице, прекращает поиски работы, так как возможная зарплата меньше пособия по безработице.

Пособие: первые три месяца 75%, последующие четыре- 65 %, затем – 45%. Платится не больше 12 месяцев.

Негативные экономические и со­циальные последствия безработицы:

  • Недоиспользование экономиче­ского потенциала общества
  • Снижение налоговых поступлений
  • Снижение уровня жизни насе­ления
  • Потеря профессиональных зна­ний и навыков, что затрудняет возможность трудоустройства
  • Ухудшение психологического состояния безработного, моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании,росту преступности

Позитивные последствия безработицы:

  • Формирование мобиль­ного «резерва» рабочей си­лы, который можно задей­ствовать при расширении производства
  • Сдерживание требова­ний профсоюзов в части по­вышения заработной пла­ты, что снижает предпола­гаемый уровень инфляции
  • Усиление трудовой мотивации работающих, так как появляется опасение потерять ра­боту

Пути преодоления безработицы

Фрикционная

  • усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);
  • создание специальных служб для этих целее

Структурная

  • создание возможностей для переподготовки и переквалификации безработных;
  • поддержка частных и государственных служб, которые этим занимаются
  • повышение квалификации работников

Маргинальная

  • социальная защита слабо защищённых слоёв населения;
  • борьба с преступностью.

Циклическая

  • проведение стабилизационной политики;
  • создание дополнительных рабочих мест государством.

Биржа труда — учреждение, осуществляющее посредничество между предпринимателями и наёмными работниками. Биржа труда владеет базой данных вакансий разных предприятий и базой данных соискателей рабочих мест.

Направления деятельности государственных бирж труда:

  • помощь в поиске работы
  • изучение спроса и предложения рабочей силы
  • предоставление  информации о требующихся профессиях
  • профессиональная ориентация молодёжи
  • учёт безработных
  • выплата пособия по безработице.

В России государственные биржи труда называются Центрами занятости населения.

Документы для регистрации в Центре занятости

  • паспорт или документ, его заменяющий;
  • трудовая книжка или ее дубликат;
  • документы об образовании и профессиональной квалификации;
  • справка о средней заработной плате (денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы или документ, заменяющий ее (для граждан, потерявших работу в течение одного года перед обращением в службу занятости);

Безработными не являются:

  • лица, не достигшие 16-летнего возраста;
  • лица, кому назначена трудовая пенсия по старости , в том числе досрочно, либо пенсия за выслугу лет;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера;
  • впервые ищущие работу и при этом не имеющие профессии (специальности) и отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от двух вариантов профподготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;
  • если установлен факт представления гражданином при регистрации документов, содержащих заведомо ложные или недостоверные сведения;
  • если в период до признания безработным гражданин без уважительных причин не явился в службу занятости для предложения ему подходящей работы.

Закон «О занятости населения в РФ» от 19.04.91

Закон  определяет сущность государственной политики занятости.

Методы государственное регулирование занятости и рынка труда

  • экономические — сохранение, развитие, создание рабочих мест с помощью финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики;
  • законодательные — принятие законов о труде и занятости, о гарантиях соблюдения прав граждан и ответственности лиц, нарушающих трудовое законодательство
  • организационные
  • социальная поддержка на период трудоустройства (пособия по безработице; материальная помощь семьям безработных; общественные оплачиваемые работы; стипендии на период обучения);
  • профессиональное обучение, переобучение, переквалификация органами по труду и занятости (система высшего, среднего и начального профессионального образования; система повышения квалификации и переподготовки кадров на производстве);
  • перераспределение работников и трудоустройство населения (межрегиональное перераспределение рабочей силы; работа на различных предприятиях).

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-25-%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B0/

задачи по безработице формулы

Задачи по безработице с решениями

Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них — проблема

Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов,

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека.

Для студентов заочного отделения

Задача 1. В связи с ухудшением ситуации на рынке труда вследствие мирового финансового кризиса руководство центра занятости планирует увеличить объем среднемесячных средств на выплату пособий по безработице с А1 млн. руб. до А2 млн. руб.

считая, что численность безработных может увеличиться с В1 тыс. чел. до В2 тыс. чел. Определить влияние на общий размер средств на выплату пособий по: 1) увеличения численности безработных и 2) изменения размера среднедушевого пособия по безработице.

Задачи по безработице формулы

Численность населения страны составляет 100 млн человек Доля рабочей силы в населении равна 55% Производительность одного занятого — 12 тыс грн в год Фактический ВВП страны — 600 млрд грн Естественная норма а безработицы — 5% Определить уровень безработицы населенияелення.

Естественная норма безработицы составляет 5%, а его фактический уровень — 7% Определите ВВП-разрыв при условии, что коэффициент чувствительности к динамике циклической безработицы равен 2,5, а фактический ВВП составляет 900 млн декабряи.

Закон Оукена

— предположение, выдвинутое американским экономистом Артуром Оукеном, о том, что существует зависимость между уровнем безработицы и ростом ВВП государства, выражающаяся в том, что на каждый процент превышения уровня безработицы над ее естественным уровнем происходит снижение ВВП по сравнению с уровнем, какой мог бы быть достигнут, если бы безработица находилась на естественном уровне.

Измерение безработицы

Численность рабочей силы (экономически активного населения) = Численность населения в трудоспособном возрасте – Численность лиц, покинувших рынок труда

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

По данным Книги рекордов Гиннеса, самый низкий уровень безработицы был зарегистрирован в Швейцарии в декабре 1973 г.

Методическая разработка по экономике (11 класс) по теме: Урок по экономике — Безработица

Урок по теме «Безработица» разработан в соответствии с возрастными особенностями учащихся 11 класса, способствует получению и закреплению новых знаний, отработке метапредметных универсальных учебных действий, решает комплекс обучающих, развивающих и воспитательных задач.

Формы и методы урока «Безработица» разнообразны, носят развивающий характер, нацелены на самостоятельное «добывание» знаний учащимися.

Обобщающий урок по теме — Безработица — (7-й класс)

Каждый учитель часто задает себе вопрос о том, как сделать уроки не только полезными, но и интересными для ребят. Другими словами, ставится проблема реализации такого важнейшего принципа активизации учебно-познавательной деятельности, как формирование мотивации к обучению. Одним из методических приемов решения данной проблемы является игровая форма организации учебного процесса.

В процессе игры участники получают удовольствие не столько от результата, сколько от самого характера деятельности: свободной, эмоциональной, состязательной, творческой.

Расчет ВВП, методы

Задача 1. Рассчитайте ВВП страны при таких условиях: совокупные потребительские расходы страны составили 1850 млрд. дол. чистые инвестиции – 100 млрд. дол. государственные расходы – 650 млрд. дол, трансферты – 150 млрд. дол, экспорт – 135 млрд. дол, импорт – 128 млрд. дол. амортизация – 275 млрд. дол.

Чистый экспорт Xn соответствует сальдо торгового баланса и определяется как разница между доходами государства от экспорта (Ex) и расходами на импорт (Im):

При подсчете ВВП по расходам учитывается не весь размер государственных расходов, а только расходы на закупку товаров и услуг (G).

Расчет уровня безработицы

Теоретические основы рынка труда, характеристика сущности, видов безработицы и системы социальной защиты. Исследование тенденций рынка труда и уровня безработицы в РФ. Пути снижения уровня и создание новых рабочих мест в Чувашской Республике.

Понятие кадрового потенциала в современных условиях. Сущность и понятие безработицы. Особенности кадрового потенциала и уровня безработицы на примере Благоварского района.

Формула полной вероятности и формула Байеса: примеры решений задач

Источник: http://jursait.ru/zadachi-po-bezrabotice-formuly-70702/

Практикум по теме

Задачи по безработице с решениями

Целью данного практикума является приобретение навыков расчета и использования показателей нестабильности.

Задачами практикума являются:

  • во-первых, приобретение навыков расчета уровня безработицы в стране;
  • во-вторых, выявление взаимосвязи безработицы и инфляции;
  • в-третьих, закрепление формул расчетов инфляции;
  • в-четвертых, определение потерь от безработицы и инфляции.

Постановка задачи: Численность населения страны составляет 10 000 тыс. чел. На государственной службе, в армии, в структурах управления и т. п. находится 3 % населения.

Дети и люди пожилого возраста составляют 10 % населения, предприниматели, люди свободных профессий и т. п. – 4 %. На государственных предприятиях и в организациях занято 20 %, в частных структурах – 53 % населения.

Определите, сколько безработных в стране.

Технология решения задачи: Сначала надо узнать, сколько процентов составляет самодеятельное население страны.

Для этого из 100 % населения надо вычесть процент тех, кто занят на государственной службе, в армии, на государственных предприятиях, детей и пенсионеров, а также предпринимателей и людей свободных профессий. 100 – (3 + 10 + 4 + 20) = 63 %.

Самодеятельное население делится на занятых и безработных, поэтому для определения уровня безработных из процента самодеятельного населения надо отнять процент занятых: 63 – 53 = 10 %. Т. е. число безработных в стране 10 000 * 0,1 = 1000 (тыс. чел.).

Ответ: безработных 1 млн чел.

Задача 2

Постановка задачи: Все население Изумрудного государства составляет 300 млн чел., из них:

80 млн – пенсионеры, инвалиды, дети, учащиеся, солдаты Национальной гвардии, правительственные органы;

20 млн чел. не хотят работать вообще или при данном уровне заработной платы.

Наемная рабочая сила составляет 188 млн чел.

Определите уровень безработицы в стране.

Технология решения задачи: Сначала надо определить самодеятельное население страны: 300 – 80 – 20 = 200 млн чел. Затем нужно подсчитать количество безработных: 200 – 188 = 12 млн чел. Чтобы определить уровень безработицы, надо разделить количество безработных на численность самодеятельного населения:

12: 200 *100 % = 6 %.

Ответ: уровень безработицы 6 %.

Задача 3

Постановка задачи: В стране трудоспособное население, ориентированное на рынок труда, составляет 100 млн чел. До июня ситуация в экономике была благоприятной.

Выпускался потенциальный объем ВНП, и на рынке труда существовала полная занятость (естественная безработица – 6 %), при которой 10 % занятых увольнялись, а 15 % безработных находили работу.

Затем начался кризис, в результате увольнять стали на 5 % больше, а находить работу на 3 % меньше. Определите количество безработных и занятых до июня и после.

Технология решения задачи: Сначала надо определить количество занятых и безработных до июня. Количество безработных составляло 6 % от 100 млн чел., т. е. 6 млн чел., остальные были занятыми: 100 – 6 = 94 млн чел. При этом выполнялось условие: число потерявших работу было равно числу нашедших ее.

С июня количество безработных увеличилось за счет тех, кто дополнительно стал терять работу: 94 * 5 : 100 = 4,7 млн, и тех, кто не смог найти работу и остался безработным, 6 * 3 : 100 =0,18 млн чел. Таким образом, количество безработных стало: 6 + 4,7 + 0,18 = 10,88 млн чел.

Количество работающих при этом сократилось: 100 10,88 = 89,12 млн чел.

Ответ: до июня: занятые – 94 млн, безработные – 6 млн чел.;

после июня: занятые – 89,12 млн, безработные – 10,88 млн чел.

Задача 4

Постановка задачи: Агрегированная производственная функция в стране имеет вид: Y = 8К1/2L1/2, объем используемого капитала 10 000 ед. Определите количество занятых в экономике, если ставка реальной заработной платы равна 20 у. е.

Технология решения задачи: В данном случае рассматривается неоклассическая концепция спроса на труд, т. к. дана реальная ставка заработной платы. Чтобы определить спрос на труд, надо предельный продукт труда приравнять к ставке реальной заработной платы: , отсюда , значит, . Подставив значение ставки реальной заработной платы, получаем L = 160 000: 400 = 400.

Ответ: 400.

Задача 5

Постановка задачи: Предприятию требуются работники. Спрос на труд описывается функцией Ld=10 – 0,2W, где Ld – cnpoc на труд; W – номинальная зарплата.

Пришло 6 факсов от претендентов на места. Один готов работать за зарплату не менее 40 ден. ед., двое – не менее 25 ден. ед., двое – не менее 20 ден. ед. и один – не менее 15 ден. ед. Сколько работников будет принято на работу, и какой будет уровень зарплаты? (решить задачу графически)

Технология решения задачи: Построим на графике кривую рыночного предложения труда:

Теперь по точкам можно построить кривую спроса:

Ld1= 10 – 0,2 * 40 = 2; Ld2 = 10 – 0,2 * 25 = 5 и т. д. На пересечение кривых спроса на труд и предложения труда находим количество людей, которые будут наняты – 5 чел. При этом установится равновесная зарплата 25 ден. ед.

Ответ: 5 чел. при зарплате 25 ден. ед.

Задача 6

Постановка задачи: Самодеятельное население страны составляет 200 млн чел. Уровень фактической безработицы 10 % при естественной норме 6 %. Определите конъюнктурную безработицу в стране.

Технология решения задачи: Уровень безработицы определяется по формуле:

U факт. = Фактическое количество безработных/самодеятельное население * 100 %.

Подставив цифры, получаем, что количество безработных равно 20 млн чел., из них 12 млн чел. составляют естественную безработицу, 8 млн (4 %) – конъюнктурная безработица.

Ответ: 8 млн чел.

Задача 7

Постановка задачи: Денежная масса в экономике выросла с 780 до 940 у. е., а ВНП за этот же период – на 10%. Скорость оборота денег не изменилась. Определите, как изменится уровень цен в экономике.

Технология решения задачи: Для решения задачи используется количественное уравнение обмена: M * v = P * ВНП. Прирост денежной массы равен (940 – 780): 780 *100 % = 20,5 %. Чтобы равенство выполнялось, уровень цен вырос на 1,205 = Р * 1,1, где Р = 1,095, т. е. уровень цен повысился на 9,5 %.

Ответ: увеличится на 9,5 %.

Задача 8

Постановка задачи: На основании данных таблицы определите отклонение фактического ВНП от потенциального (по годам), если коэффициент Оукена равен 3, а безработица в третий год была на уровне естественной нормы.

Год

Уровень безработицы (%)

1

6,0

2

6,5

3

7,0

4

8,0

5

8,3

Технология решения задачи: Чтобы определить отклонение ВНП фактического от потенциального, надо умножить коэффициент Оукена на уровень конъюнктурной безработицы.

Так как в первые 2 года уровень фактической безработицы меньше естественной (7 %), то фактический ВНП будет больше потенциального в первый год на (6 – 7) * 3 = 3 %, во второй год на (6,5 – 7) * 3 = 1,5 %.

В третий год уровень фактической безработицы равен естественному уровню, следовательно, фактический ВНП равен потенциальному. В четвертый год фактический ВНП меньше потенциального на (8 – 7) * 3 = 3 %, а в пятый на (8,3 – 7) * 3 = 3,9 %.

Ответ можно записать в виде таблицы.

Ответ:

Год

Уровень безработицы (%)

Отклонение фактического ВНП от потенциального

1

6,0

На 3 % больше

2

6,5

На 1,5 % больше

3

7,0

0

4

8,0

На 3 % меньше

5

8,3

На 3,9 % меньше

Задача 9

Постановка задачи: Естественный уровень безработицы равен 6 %, фактический – 9 %. Рассчитайте потенциальный ВНП, если в данном году фактический ВНП составил 1500 млн ден. ед., коэффициент Оукена равен 3.

Технология решения задачи: Сначала надо рассчитать конъюнктурную безработицу: 9 – 6 = 3 %. Каждый процент конъюнктурной безработицы приводит к отклонению фактического ВНП от потенциального (в соответствии с коэффициентом Оукена) на 3 %. Следовательно, потенциальный ВНП больше фактического на 9 %. Он равен 1500: 0,91 = 1648,3 млн ден. ед.

Ответ: 1648,3 млн ден. ед.

Задача 10

Постановка задачи: Определите фактический ВНП страны А, если потенциальный ВНП равен 5000 у. е., естественная норма безработицы 8 %, при фактическом уровне 12 %, коэффициент Оукена составляет 3,5.

Технология решения задачи: Исходя из данных условий, можно определить конъюнктурный разрыв (отклонение фактического ВНП от потенциального): (12 – 8) * 3,5 = 14 %. То есть фактический ВНП на 14 % меньше потенциального и составляет 5000 * 0,86 = 4300 у. е.

Ответ: 4300 у. е.

Задача 11

Постановка задачи: Правительство в течение 5 лет проводит антиинфляционную политику. Определите потери ВНП, если кривая Филипса имеет вид: nt = nt-1 – 0,6 (U – U*), а коэффициент Оукена равен 3. (nt и nt-1 – темпы инфляции соответственно периодов t и t-1; U и U* – соответственно фактический и естественный уровни безработицы).

Год

Уровень безработицы (U) (%)

Конъюнктурная безработица

Темпы инфляции (%)

1

5,5

0

20

2

7,5

3

8,5

4

9,5

5

10,0

Технология решения задачи: Чтобы решить задачу, надо сначала определить уровень конъюнктурной безработицы. Она определяется как разница между уровнем фактической безработицы и естественной нормой. Так как в первый год конъюнктурная безработица равна 0 (см.

первую строчку таблицы), то естественная норма равна 5,5 %. Следовательно, во второй год конъюнктурная безработица равна 7,5 – 5,5 = 2 %, в третий – 3 % и т. д. Чтобы найти темпы инфляции, надо подставить найденные данные конъюнктурной безработицы в формулу Филипса.

Во второй год: n2 = 20 % – 0,6 * 2 % = 18,8 %, в третий: n3 = 18,8 – 0,6 * 3 % = 17 % и т. д. Заполним таблицу:

Год

Уровень безработицы (U) (%)

Конъюнктурная безработица (%)

Темпы инфляции (%)

1

5,5

0

20,0

2

7,5

2

18,8

3

8,5

3

17,0

4

9,5

4

14,6

5

10,0

4,5

11,9

Таким образом, за 5 лет инфляция снизилась на 20 – 11,9 = 8,1 %, но это сопровождалось появлением и ростом конъюнктурной безработицы. За 4 года конъюнктурная безработица составила 13,5 %.

Это вызвало отклонение ВНП фактического от потенциального уровня на 13,5 * 3 = 40,5 %, т. е. экономика не получила 40,5 % от возможного ВНП.

Значит, каждый процент снижения инфляции привел к потерям 40,5: 8,1 = 5 % ВНП.

Ответ: потери ВНП составили 5 % на 1 % снижения инфляции или 40,5 % за 5 лет.

Задача 12

Постановка задачи: В таблице приведены данные безработицы за 3 года. Определите, как изменялась инфляция по годам, если кривая Филипса имеет вид: nt = nt-1 – 0,5 (U – U*) и в первый год инфляция составляла 15 %. Естественный уровень безработицы 7 %.

Год

Уровень фактической безработицы (%)

1

9

2

11

3

14

Технология решения задачи: Сначала рассчитаем конъюнктурную безработицу. Для этого надо от уровня фактической безработицы отнять естественную норму: 9 – 7 = 2 %, 11 – 7 = 4 %, 14 – 7 = 7 %.

Темп инфляции во второй год определяется путем подстановки в формулу Филипса значения конъюнктурной безработицы: n2 = 15 % – 0,5 * 4 % = 13 %.

Также определяется уровень инфляции в третий год: n3 = 13 % – 0,5 * 7 % = 9,5 %.

Ответ:

Год

Уровень безработицы (U) (%)

Конъюнктурная безработица (%)

Темпы инфляции (%)

1

9

2

15

2

11

4

13

3

14

7

9,5

Перейти к версии для печати

 

Источник: http://eos.ibi.spb.ru/umk/2_7/15/15_P2_R2_T2.html

О ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: