В чем веденье находится административное право рф

Административное законодательство РФ

В чем веденье находится административное право рф

Комплекс нормативных актов, которыми регламентируются административные правоотношения, формирует одноименное законодательство. В нем присутствуют разные категории юридических документов. Рассмотрим далее подробно, что собой представляет административное законодательство Российской Федерации.

Структура

Любое – гражданское, уголовное, административное – законодательство включает в себя:

  1. Базовые акты. К ним в первую очередь относят Конституцию и федеральные документы (КоАП, ФЗ “О госслужбе”, ФКЗ “О правительстве” и пр.).
  2. Акты, которые относятся к иным юридическим отраслям, однако в своей структуре имеют нормы, которыми регламентируются и административные правоотношения. К ним, в частности, относят Лесной, Налоговый, Таможенный кодексы.
  3. Международные акты, распространяющие свое действие на данную область отношений.

Характеристика источников

Анализируя административное право и административное законодательство, ученые констатируют их значительную подвижность. Она обуславливается главным образом изменениями, имеющими место в юридической и организационной структуре государства.

К источникам, по поводу которых у ученых нет единства во взглядах, относят правовые прецеденты. Ими, в частности, являются постановления КС и Президиума ВС. Они наделены нормативным характером.

Однако они не обладают самостоятельным значением и действуют столько, сколько имеют силу акты, с интерпретацией которых связаны эти прецеденты. Постановления КС носят общеобязательный характер. Они используются неоднократно и самостоятельно, в том числе в случаях применения аналогии права.

Эти постановления считаются окончательными, не могут преодолеваться повторным утверждением акта либо конкретного положения, противоречащего Конституции. Они имеют непосредственное действие и должны быть опубликованы в официальных изданиях.

Если рассматривать постановления КС в качестве носителей правовой информации, стоит отметить, что они касаются свобод и интересов разных участников общественных отношений. В них формулируются новые по своему смыслу положения, которые подлежат обязательному учету при реализации субъектами своего статуса.

Вместе с тем нормативность этих актов обладает несколько отличным от традиционного понимания смысл. Из всего сказанного можно сделать следующий вывод. Постановления КС являются источниками права, административного в том числе, обладающими признаком нормативности.

Это допускает включение их в существующую общую иерархию документов, в юридическую структуру государства.

Уровень совместного ведения

Административное законодательство – сфера, на которую распространяется действие государственной и региональной власти. Данное положение установлено ст. 72 Конституции. Таким образом, формируется двухуровневая система административного законодательства.

В широком смысле она представляет собой комплекс актов, которые действуют в области госуправления, контроля и регулирования. Другими словами, административно-правовое законодательство обеспечивает реализацию функций и задач, которые возлагает Конституция на субъекты власти. При этом они вполне конкретны.

Ими являются институты исполнительной власти.

Условно выделяют 4 категории конституционных положений, обладающих ярко выраженной административно-правовой направленностью. В первую входят акты, закрепляющие ключевые свободы, обязанности граждан, которые реализуются в области госуправления.

Административное законодательство РФ конкретизирует их по двум направлениям. Первым является регулирование свобод и юридических возможностей человека и гражданина.

По второму направлению осуществляется принятие мер, ориентированных на обеспечение защиты прав.

Общие принципы управления и регулирования

Они составляют второй блок норм, обладающих административным характером. Они присутствуют в более чем 10 статьях Конституции. Административное законодательство РФ конкретизирует их в огромном количестве документов. Они формируют самостоятельные институты и подотрасли.

Следует отметить, что в этом направлении нормы административного законодательства очень тесно связано с конституционными положениями. Это обуславливается следующим.

В большинстве случаев регулирование функционирования исполнительной власти осуществляется на границе с конституционным правом.

Разграничение предметов ведения

Акты, регулирующие вопросы самостоятельной компетенции федеральных и региональных органов, формируют третий блок. К ним относят ст. 71-73, а также 76-78 Конституции. По сути, указанные статьи формируют основу для определения области, в рамках которых осуществляется исполнение административного законодательства центральной и региональной властью.

Они устанавливают границы деятельности государства и субъектов при решении вопросов, касающихся регулирования отношений.

Эти нормы создают предпосылки для отграничения законодательной компетенции в сферах управления госсобственностью, регулирования госслужбы, организации и функционирования исполнительных институтов, обеспечения свобод и прав человека и гражданина.

Спорные моменты

Стоит сказать, что стройная двухуровневая структура административного законодательства формируется не только на основании конституционных положений. Для ее создания необходимы и специальные акты, в которых конкретизируются предметы ведения центральной и региональной власти.

Многие авторы отмечают, что в настоящее время данная проблема решается только на уровне КоАП. В нем дается исчерпывающее определение полномочий государства в области административной ответственности (статья 1.3 Кодекса).

В большинстве случаев такие акты или отсутствуют, или эти вопросы не регламентируются ими. В качестве примера можно привести регулирование госслужбы. В 1995 г. был утвержден закон, устанавливающий ее основы. Между тем, компетенция государства и регионов в нем не прописана.

Вследствие этого, в актах субъектов отмечается существенное отступление от конституционных положений, регулирующих госслужбу.

Усугубляющие обстоятельства

Стоит отметить, что относительно недавно проблема определения регулятивного воздействия государственного и регионального законодательства осложнялась тем, что в актах отсутствовала расшифровка понятий “полномочия”, “предмет ведения”, “компетенция”.

Сегодня этот вопрос решен частично за счет принятия ФЗ № 119. В нем определяются принципы разграничения полномочий между структурами региональной и государственной власти.

Однако множество предметов ведения, имеющих непосредственное отношение к административно-правовому регулированию, и сегодня трактуются достаточно противоречиво.

К примеру, по п. “в” 71 статьи Конституции, защита и регламентирование свобод человека и гражданина относится к исключительному ведению государства. Полномочия регионов установлены в п. “б” ст. 72. Согласно положению, в компетенцию регионов входит защита свобод и прав гражданина и человека.

В данном случае возникает вполне логичный вопрос. Как можно разграничить данные полномочия без одновременного регулирования? Здесь можно предположить, что региональное административное законодательство должно определять свои гарантии.

Например, формировать специальные органы по оказанию содействия населению в защите свобод и интересов.

Основы судопроизводства

Они формируются специальными конституционными положениями. Основы направлены на обеспечение соответствия отечественного судопроизводства стандартам правового государственного строя и расширение юридических гарантий для личности. В частности, имеется в виду 46 статья Конституции.

Она гарантирует всем гражданам защиту в суде. Кроме этого, значение имеют статьи 118 и 128.

Эти нормы обязывают принять закон, устанавливающий ключевые понятия, касающиеся административного судопроизводства, специальные процедуры разбирательства споров, вытекающих из публично-правовых взаимодействий.

Административное законодательство совершенствуется сегодня в двух аспектах. В частности, решаются проблемы:

  1. Повышения эффективности механизма госуправления.
  2. Обеспечения реальной защиты прав населения в сфере действия исполнительной власти.

Решение первого вопроса обуславливает необходимость утверждения комплекса специальных мер. Они должны быть направлены на совершенствование регулирования отдельных отраслей, формирующих административное законодательство.

Меры, в частности, должны ориентироваться на регламентацию статуса органов власти, госслужбы, методов и форм госуправления.

При этом ключевое значение приобретает выработка законов, касающихся тех категорий общественных взаимодействий, которые, согласно Конституции, должны регламентироваться именно ФЗ.

Совершенствование юридической основы

Решение данной проблемы предполагает формирование институтов, обеспечивающих максимальный уровень защищенности граждан, а также их объединений от незаконных решений и действий органов публичной власти, должностных лиц, а также муниципальных и госслужащих.

Другими словами, должно пресекаться любое нарушение административного законодательства. Для этого необходимо, в первую очередь, совершенствовать институт обжалования решений и действий структур власти.

Кроме этого, нужно сформировать надлежащие условия, в которых будет реализовываться право граждан на защиту в суде. Вместе с этим необходимо усиление роли инстанций, рассматривающих обращения. Важнейшим шагом в данном направлении является создание института административной юстиции.

Он представляет собой метод разрешения судами споров, касающихся непосредственной защиты свобод и прав граждан и юрлиц.

Элементы института

Административная юстиция включает в себя 2 составляющие: процессуальную и материальную. С этой точки зрения регулирование должно обеспечивать:

  1. Внедрение специальных правил судопроизводства – особого порядка разрешения споров, учитывая их специфику.
  2. Законодательное закрепление структуры органов в плане их юридической природы, распределения предметов их ведения, внутренней системы.

В среде отечественных практиков и ученых наибольшее распространение получила концепция о специализированном подходе к процессу организации юстиции.

Большинство авторов при этом исходит из необходимости решать эту проблему поэтапно.

В частности, предлагалось сформировать в судах общей юрисдикции специализированные присутствия по делам административного характера, а затем вводить соответствующие инстанции.

Административный процесс

В настоящее время введен в действие КАС. Однако на практике его применение еще недостаточно распространено. Более активно используется соответствующий раздел КоАП. При этом к трактовке самого понятия “административный процесс” разные авторы подходят с различных сторон. В частности, под ним подразумевают:

  1. Позитивную административную деятельность структур публичной власти, ориентированную на реализацию их обязанностей и прав. Она выражена в различных процедурах.
  2. Административно-юрисдикционную деятельность. Ее суть состоит в разрешении споров и применении мер принуждения.
  3. Административное судопроизводство.

Заключение

Созданное на базе Конституции, административное законодательство выступает в качестве важнейшего средства обеспечения реализации ее положений. Между тем, в настоящее время имеет место множество нерешенных проблем. Они связаны и с применением норм, и защитой организаций и граждан от неправомерных решений и действий публичных органов.

Все это составляет огромный фронт работы для государственной и региональной власти. В настоящее время определенные шаги по решению актуальных вопросов уже сделаны. В частности, как выше было сказано, принят КАС. Работа над ним велась в ВС. В Кодексе административного судопроизводства устанавливаются важнейшие положения.

В частности, они касаются территориальной, предметной, инстанционной подведомственности споров, статуса участников разбирательства, особенностей доказывания и доказательственной базы.

В Кодексе предусматривается возможность принятия мер обеспечения, устанавливается порядок рассмотрения и пересмотра дел, в том числе связанных с конкретным видом публично-правовых отношений.

Источник: https://FB.ru/article/276308/administrativnoe-zakonodatelstvo-rf

АДМИНИСТРАТИ́ВНОЕ ПРА́ВО

В чем веденье находится административное право рф

Авторы: Н.Г. Салищева

АДМИНИСТРАТИ́ВНОЕ ПРА́ВО, од­на из функ­цио­наль­ных от­рас­лей пуб­лич­но­го пра­ва пра­во­вых сис­тем со­вре­мен­ных ци­ви­ли­зо­ван­ных стран; со­во­куп­ность пра­во­вых норм, ре­гу­ли­рую­щих об­ществ. от­но­ше­ния в сфе­ре гос. управ­ле­ния, т. е. ис­пол­ни­тель­ной и рас­по­ря­ди­тель­ной дея­тель­но­сти гос.

ор­га­нов и ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния при осу­ще­ст­в­ле­нии ими пуб­лич­но-вла­ст­ных пол­но­мо­чий. Пред­ме­том А. п. яв­ля­ют­ся об­ществ. от­но­ше­ния, скла­ды­ваю­щие­ся во взаи­мо­от­но­ше­ни­ях гражд. об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва в про­цес­се дея­тель­но­сти пре­им. ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти и иных гос.

ор­га­нов, а так­же ис­пол­ни­тель­ных ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, гос.

и му­ни­ци­паль­ных слу­жа­щих при осу­ще­ст­в­ле­нии прав и сво­бод че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на, ох­ра­няе­мых за­ко­ном прав и ин­те­ре­сов хо­зяй­ст­вую­щих субъ­ек­тов в це­лях обес­пе­че­ния без­опасно­сти лич­но­сти, об­ще­ст­ва, го­су­дар­ст­ва, ох­ра­ны об­ществ. по­ряд­ка, всех форм соб­ст­вен­но­сти, реа­ли­за­ции внеш­не­по­ли­тич.

и внеш­не­эко­но­мич. функ­ций го­су­дар­ст­ва и обо­ро­ны стра­ны. К пред­ме­ту А. п. от­но­сят­ся и те об­ществ. от­ноше­ния, ко­то­рые скла­ды­ва­ют­ся в ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-юрис­дикц. дея­тель­но­сти ор­га­нов пра­во­су­дия (про­из­вод­ст­во по де­лам об адм. пра­во­на­ру­ше­ни­ях).

Осо­бен­ность ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­во­вых от­но­ше­ний со­сто­ит в том, что од­ной из сто­рон та­ко­го пра­во­от­но­ше­ния все­гда яв­ля­ет­ся ор­ган (долж­но­ст­ное ли­цо) пуб­лич­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции, об­ла­даю­щий оп­ре­де­лён­ны­ми го­су­дар­ст­вен­но-вла­ст­ны­ми пол­но­мо­чия­ми.

А. п. – срав­ни­тель­но мо­ло­дая от­расль пра­ва. В стра­нах Зап. Ев­ро­пы и в Рос­сии А. п. воз­ник­ло в 19 в. на ба­зе по­лицей­ско­го пра­ва, оп­ре­де­ляв­ше­го внут­рен­нее управ­ле­ние в го­су­дар­ст­ве и на­прав­лен­но­го в осн. на ох­ра­ну об­ществ. по­ряд­ка.

По­ли­цей­ское пра­во фор­ми­ро­ва­лось в эпо­ху аб­со­лю­тиз­ма, ко­гда го­су­дар­ст­во ус­та­нав­ли­ва­ло обя­за­тель­ные пред­пи­са­ния для гра­ж­дан и обес­пе­чи­вало функ­ции по­ли­цей­ско­го над­зо­ра в це­лях «упо­ря­до­че­ния жиз­ни, бла­го­сос­тоя­ния и об­ще­ст­вен­ной нрав­ст­вен­но­сти».

Ин­сти­ту­ты А. п.

как от­рас­ли пуб­лич­но­го пра­ва, нор­мы ко­то­рой рег­ла­мен­ти­ро­ва­ли дея­тель­ность пуб­лич­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции, и осо­бый су­деб­ный кон­троль за пра­во­мер­но­стью её дей­ст­вий и ре­ше­ний фор­ми­ро­ва­лись под влия­нием ли­бе­раль­ных идей о ро­ли го­су­дар­ст­ва, про­воз­гла­ше­ния прин­ци­па при­ори­те­та прав и сво­бод че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на. Ро­ди­ной А. п. счи­та­ет­ся Фран­ция. Бо­лее ран­не­му фор­ми­ро­ва­нию адм. за­ко­но­да­тель­ст­ва в этой стра­не спо­соб­ст­во­ва­ла док­три­на, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рой ор­га­ны управ­ле­ния долж­ны быть бе­зо­го­во­роч­но от­де­ле­ны от су­дов.

Административное право в России

В до­ре­во­люц. Рос­сии А. п. раз­ви­ва­лось как про­дол­же­ние по­ли­цей­ско­го пра­ва. Ин­сти­ту­цио­наль­ное оформ­ле­ние ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-по­ли­тич. за­ко­но­да­тель­ст­ва про­хо­ди­ло по двум направлениям – обес­пе­че­ние «безо­пас­но­сти» и обес­пе­че­ние «бла­го­чи­ния». Нор­мы А. п.

, обес­пе­чи­ваю­щие «безо­пас­ность», рег­ла­мен­ти­ро­ва­ли сис­те­му и ор­га­ни­за­цию по­ли­тич. и об­ще­уго­лов­но­го сыс­ка, сис­те­му кон­тро­ля за пе­ре­дви­же­ни­ем под­дан­ных в стра­не, цен­зу­ру пе­ча­ти, во­про­сы ор­га­ни­за­ции по­ли­цей­ской служ­бы (см. По­ли­ция) и т. п. Нор­мы А. п.

, рег­ла­мен­ти­рую­щие во­про­сы обес­пе­че­ния «бла­госос­тоя­ния», вклю­ча­ли кон­троль за вра­чеб­ным и строи­тель­ным де­лом, ох­ра­ну при­ро­ды, ре­сур­сов, по­пе­че­ние о пре­ста­ре­лых, во­про­сы обу­че­ния и др. Даль­ней­шее раз­ви­тие А. п. во мно­гом бы­ло свя­за­но с раз­ра­бот­кой Сво­да за­ко­нов Рос.

им­пе­рии, вклю­чив­ше­го раз­дел об адм. за­ко­но­да­тель­ст­ве, с из­да­ни­ем мно­го­чис­лен­ных цар­ских ука­зов.

Сис­те­ма ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­во­вых норм, сло­жив­шая­ся до 1917, в хо­де ре­во­люц. со­бы­тий бы­ла под­верг­ну­та ос­но­ват. ре­ви­зии. В го­ды сов. вла­сти А. п. раз­ви­ва­лось не­ста­биль­но, его нор­мы не бы­ли сис­те­ма­ти­зи­ро­ва­ны.

В совр. ус­ло­ви­ях А. п. – од­на из ве­дущих от­рас­лей пра­во­вой сис­те­мы РФ, обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вую за­щи­ту прав гра­ж­дан и ор­га­ни­за­ций в сфе­ре гос. управ­ле­ния, рег­ла­мен­ти­ру­ет гос.

служ­бу и её ре­фор­ми­ро­ва­ние, оп­ре­де­ля­ет пра­во­вые взаи­мо­от­но­ше­ния го­су­дар­ст­ва с ин­сти­ту­та­ми гражд. об­ще­ст­ва, в т. ч. ус­та­нав­ли­ва­ет та­кие ад­ми­ни­ст­ратив­но-пра­во­вые ре­жи­мы (гос. ре­ги­стра­ция, сер­ти­фи­ка­ция про­дук­ции, ли­цен­зи­ро­ва­ние отд.

ви­дов дея­тель­ности, кон­троль и над­зор), ко­то­рые долж­ны спо­соб­ст­во­вать раз­витию пред­при­ни­ма­тель­ст­ва и тру­до­вой ак­тив­но­сти в сфе­ре хо­зяй­ст­ва, раз­ви­тию куль­ту­ры, об­ра­зо­ва­ния, нау­ки и т. п.

Осо­бая за­да­ча ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­вово­го ре­гу­ли­ро­ва­ния – соз­дать пра­во­вые барь­е­ры бю­ро­кра­тич. про­яв­ле­ни­ям и кор­руп­ции в гос. ап­па­ра­те, по­вы­сить от­вет­ст­вен­ность чи­нов­ни­ков за вы­пол­не­ние воз­ло­жен­ных на них функ­ций.

Нор­мы А. п. Рос­сии, как и др. стран, не под­верг­лись об­щей ко­ди­фи­ка­ции. В осн. ко­ди­фи­ци­ро­ва­ны нор­мы об адм. от­вет­ст­вен­но­сти и про­це­ду­ре её при­ме­не­ния (Ко­декс РФ об адм. пра­во­на­ру­ше­ниях). Час­тич­но ко­ди­фи­ци­ро­ва­ны нор­мы А. п.

в Зе­мель­ном, Вод­ном, Лес­ном, Воз­душ­ном, Гра­до­строи­тель­ном ко­дек­сах РФ и в от­рас­ле­вых фе­де­раль­ных за­ко­нах в сфе­ре ох­ра­ны здо­ро­вья гра­ж­дан, куль­ту­ры, об­ра­зо­ва­ния, со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния, в сфе­ре обо­ро­ны и безо­пас­но­сти.

Од­на из осо­бен­но­стей А. п. РФ со­сто­ит в том, что эта от­расль пра­ва со­вме­ща­ет функ­ции ре­гу­ли­ро­ва­ния, управ­ления, ор­га­ни­за­ции, кон­тро­ля с юрис­дикц. функ­ция­ми (см. Ад­ми­ни­ст­ра­тив­ная юрис­дик­ция).

В сис­те­му А. п. вхо­дят пра­во­вые ин­сти­ту­ты, нор­мы ко­то­рых ре­гу­ли­ру­ют об­ществ.

от­но­ше­ния, ха­рак­тер­ные для всех сфер и от­рас­лей дея­тель­но­сти пуб­лич­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции (ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­во­вой ста­тус гра­ж­дан, сис­те­ма, струк­ту­ра и пол­но­мо­чия ор­га­нов испол­ни­тель­ной вла­сти, гос.

служ­ба, ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­во­вой ста­тус ком­мерч. и не­ком­мерч. ор­га­ни­за­ций, ад­ми­ни­ст­ра­тив­ная от­вет­ст­вен­ность, адм. про­це­ду­ры, ад­ми­ни­ст­ра­тив­ная юс­ти­ция). Эти ин­сти­ту­ты со­став­ля­ют об­щую часть А. п.

Пра­во­вые ин­сти­ту­ты, нор­мы ко­то­рых ре­гу­ли­ру­ют управ­ленч. от­но­ше­ния в сфе­рах эко­но­ми­ки, со­ци­аль­но-куль­тур­ной жиз­ни, ох­ра­ны об­ществ. и гос. безо­пас­но­сти, обо­ро­ны, внеш­них сно­ше­ний, юс­ти­ции, со­став­ля­ют осо­бен­ную часть А. п.

А. п. опи­ра­ет­ся на нор­мы и прин­ципы кон­сти­туц. пра­ва, оп­ре­де­ляю­щие пра­во­вую ба­зу дея­тель­но­сти ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти и ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, реа­ли­за­ции и за­щи­ты прав гра­ж­дан в сфе­ре дея­тель­ности пуб­лич­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции. Нор­мы адм.

и гражд. пра­ва за­час­тую взаи­мо­дей­ст­ву­ют в про­цес­се ре­гу­ли­ро­ва­ния иму­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний, от­но­ше­ний соб­ст­вен­но­сти и др. гражд. пра­во­вых от­но­ше­ний, ко­гда дей­ст­ву­ют со­вме­ст­но пред­пи­са­ния ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­во­во­го ха­рак­те­ра (по­ря­док гос.

ре­ги­ст­ра­ции юри­дич. лиц, вы­да­чи ли­цен­зий на отд. ви­ды пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти, пра­ви­ла ан­ти­мо­но­поль­но­го за­коно­да­тель­ст­ва и др.) и нор­мы гражд. пра­ва, ре­гу­ли­рую­щие иму­ще­ст­вен­ные от­но­ше­ния, пра­ва и обя­зан­но­сти уча­ст­ни­ков гражд. обо­ро­та и т. п.

От­но­ше­ния, ре­гу­ли­руе­мые нор­ма­ми зе­мель­но­го, тру­до­во­го, фи­нан­со­во­го, эко­ло­ги­че­ско­го, ин­фор­ма­ци­он­но­го пра­ва, не­ред­ко за­щи­ща­ют­ся при по­мо­щи ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­во­вых форм и ме­то­дов, пу­тём при­ме­не­ния мер адм. при­ну­ж­де­ния, в т. ч. мер адм.

от­вет­ст­вен­но­сти.

Нор­мы А. п., в осо­бен­но­сти ре­гу­ли­рую­щие адм. от­вет­ст­вен­ность, тес­но со­при­ка­са­ют­ся с уго­лов­ным пра­вом, по­сколь­ку в со­ста­вах адм.

пра­во­на­ру­ше­ния и пре­сту­п­ле­ния не­ред­ко об­на­ру­жи­ва­ют­ся сход­ные эле­мен­ты (напр., мел­кое хули­ган­ст­во и ху­ли­ган­ст­во).

Дек­ри­ми­на­ли­за­ция уго­лов­ной от­вет­ст­вен­но­сти, как пра­ви­ло, осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пу­тём ус­та­нов­ле­ния адм. от­вет­ст­вен­но­сти за со­от­вет­ст­вую­щие пра­во­на­ру­ше­ния.

Ис­точ­ни­ки А. п.: Кон­сти­ту­ция РФ, кон­сти­ту­ции и ус­та­вы субъ­ек­тов РФ, фе­де­раль­ные кон­сти­ту­ци­он­ные, фе­де­раль­ные за­ко­ны и за­ко­но­дат.

ак­ты субъ­ек­тов РФ; нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты Пре­зи­ден­та РФ, Пра­ви­тель­ст­ва РФ и фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, а так­же ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти субъ­ек­тов РФ, ор­га­нов ме­ст­но­го само­управ­ле­ния, осу­ще­ст­в­ляю­щих го­су­дар­ст­вен­но-вла­ст­ные пол­но­мо­чия; ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные до­го­во­ры и со­гла­ше­ния. Осо­бый ис­точ­ник А. п. – нор­мы ме­ж­ду­нар. пра­во­вых до­го­во­ров РФ, об­щие прин­ци­пы и нор­мы ме­ж­ду­нар. пра­ва как со­став­ная часть пра­во­вой сис­те­мы РФ.

Административное право в зарубежных странах

Во Фран­ции А. п. фор­ми­ро­ва­лось в свя­зи с соз­да­ни­ем в нач. 19 в. адм. су­дов и ад­ми­ни­ст­ра­тив­ной юс­ти­ции как ин­сти­ту­та су­деб­но­го кон­тро­ля за гос. ад­ми­ни­ст­ра­ци­ей. Франц. сис­те­ма А. п. бы­ла вос­при­ня­та ря­дом ев­роп. стран, и к кон. 19 в.

сфор­ми­ро­ва­лась кон­ти­нен­таль­ная сис­те­ма А. п. Её це­лью яви­лось за­ко­но­дат. ре­гу­ли­ро­ва­ние управ­ленч. струк­тур и адм. про­це­дур. За­да­ча А. п.

со­сто­ит как в за­щи­те ин­ди­ви­дуу­ма от не­пра­во­мер­ных дей­ст­вий пуб­лич­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции, так и в обес­пе­че­нии эф­фек­тив­ной дея­тель­но­сти ор­га­нов гос. управ­ле­ния (ис­пол­ни­тель­ной вла­сти). В ка­че­ст­ве пред­ме­та ре­гули­ро­ва­ния здесь вы­сту­па­ют об­ществ.

от­но­ше­ния в сфе­ре оп­ре­де­ле­ния струк­ту­ры, функ­ций и ор­га­ни­за­ции дея­тель­но­сти ор­га­нов пуб­лич­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции и пуб­лич­ных уч­ре­ж­де­ний, адм. ак­ты, адм. про­це­ду­ры, пуб­лич­ная служ­ба, адм. юрис­дик­ция и адм. юс­ти­ция. А. п.

стран кон­ти­нен­таль­ной сис­те­мы рег­ла­мен­ти­ру­ет пре­ж­де все­го ор­га­ни­за­цию сис­те­мы ор­га­нов гос. управ­ле­ния, их взаи­мо­от­но­ше­ния, внут­рен­нюю струк­ту­ру и пра­во­вой ста­тус. Кро­ме то­го, нор­мы А. п. ре­гу­ли­ру­ют от­но­ше­ния ме­ж­ду адм. уч­ре­ж­де­ния­ми и отд. гра­ж­да­на­ми.

В анг­ло­сак­сон­ских стра­нах (Ве­ли­ко­бри­та­ния, США) А. п. ста­ло са­мо­сто­ят. от­рас­лью позд­нее. Дол­гое вре­мя в Ве­ли­ко­бри­та­нии в от­но­ше­нии ор­га­нов уп­рав­ле­ния при­ме­ня­лись нор­мы об­ще­го пра­ва (com­mon law). С рас­ши­ре­ни­ем гос. вме­ша­тель­ст­ва в эко­но­ми­ку и др. сфе­ры об­ществ. жиз­ни раз­ви­ва­лась адм.

дея­тель­ность и ук­ре­п­лял­ся ап­па­рат адм. вла­сти. Этот про­цесс со­про­во­ж­дал­ся по­яв­ле­ни­ем спе­ци­фич. норм, от­но­ся­щих­ся толь­ко к дея­тель­но­сти ор­га­нов управ­ления.

Ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­во­вое нор­мо­твор­че­ст­во со­сре­до­то­чи­лось на вы­работ­ке про­цес­су­аль­ных га­ран­тий прав ча­ст­ных лиц про­тив про­из­воль­ных дей­ст­вий гос. ор­га­нов. Осн. це­лью А. п. бы­ла про­воз­гла­ше­на за­щи­та ин­те­ре­сов ча­ст­ных лиц от про­из­во­ла со сто­ро­ны ад­ми­ни­ст­ра­ции. А. п.

оп­ре­де­ля­ет жё­ст­кие рам­ки дея­тель­но­сти пуб­лич­ной ад­ми­нист­ра­ции в це­лях ог­ра­ни­че­ния форм и ме­то­дов вла­ст­но­го воз­дей­ст­вия го­су­дар­ст­ва на об­ще­ст­во и отд. лиц и с этой це­лью де­таль­но ре­гу­ли­ру­ет прак­ти­че­ски все ас­пек­ты от­но­ше­ний ча­ст­ных лиц и адм. ор­га­нов.

По­это­му во­про­сы про­це­ду­ры в анг­ло­сак­сон­ском А. п. яв­ля­ют­ся до­ми­ни­рую­щи­ми. Ор­га­ни­за­цию и струк­ту­ру гос. ап­па­ра­та А. п. рег­ла­мен­ти­ру­ет лишь в той ме­ре, в ка­кой это не­об­хо­ди­мо для ока­за­ния юри­дич. по­мо­щи ча­ст­ным ли­цам.

Источник: https://bigenc.ru/law/text/1801031

Что такое административное право и что о нем нужно знать

В чем веденье находится административное право рф

pixabay.com

01 Апр 2020, 09:45

Это широкая ветвь законодательства — от системных норм (например, местного самоуправления) до всех сфер, в которых органы государственной власти имеют право принимать решения в отношении граждан. Так на что распространяется административное право?

Сфера действия административного права

Древние римляне, ценившиеся за юридическое мастерство, говорили, что любое определение опасно, потому что его легко оспорить. Действительно: что есть кошмар не только для адвокатов — при определении всегда указываются исключения, которые не вписываются в определение, но относятся к его сути.

Не отличается и понимание понятия “административное право”, в котором появилось большое количество определений. Нет необходимости цитировать их, тем более что они не всегда имеют практическое применение. Чтобы определить сферу применения административного права, достаточно указать признаки, которые должна проявлять норма, чтобы ее можно было назвать “административно-правовой”.

Нормы административного права имеют обязательный характер и не могут быть изменены по воле сторон. Они принимаются в интересах общества, а не для защиты индивидуальных интересов. Эти нормы обращены к органам власти (в первую очередь государственной власти и местного самоуправления), и к гражданам, находящимся в их подчинении.

Нормы определяют, что государству позволено делать и каких целей оно должно достигать. Подробнее можно почитать на сайте adm-pravo.ru. Также они указывают на обязанности, способ их исполнения. Принуждение к конкретному поведению — основополагающая черта административного права.

Граждане обязаны вести себя так, как определено законодателем (например, платить налоги). Государство имеет ряд инструментов для принуждения граждан к выполнению обязанностей.

В то же время следует помнить, что особенности не запрещают сотрудничество между государственным и частным сектором.

Хорошим примером может служить мирное разрешение споров между органами государственного управления и гражданами.

Административное право включает систему территориального самоуправления, налоговые вопросы, связанные с охраной окружающей среды, осуществлением строительных инвестиций и территориальным планированием, организацией образования, здравоохранения и других государственных услуг (полиция, пожарная служба и т.д.).

Административное право включает вопросы, связанные с регистрацией, получением всех видов прав (от водительских прав до концессий на разработку месторождений полезных ископаемых), или ряд вопросов, связанных с ведением бизнеса.

Гражданин имеет ряд прав по отношению к государству и должен ими пользоваться

Тот факт, что государство имеет право принуждать граждан к определенному поведению, не означает, что у него свобода действий. Напротив. Деятельность государственной власти ограничена правами человека и гражданскими правами, закрепленными в Конституции.

Поэтому эти органы не могут презюмировать свою компетенцию или использовать аналогию для наложения дополнительных обязательств, не предусмотренных законом.

Поэтому ни один гражданин не должен пассивно подчиняться общественно-административным действиям, которые во многих случаях далеки от правильных. Чтобы доказать свою правоту, приходится пользоваться услугами юридической фирмы, занимающейся административным правом и судебными разбирательствами.

30 Сен, 08:23

Росприроднадзор отсудил у предприятия «Русала» почти 234 млн рублей за негативное воздействие на окружающую среду

30 Сен, 07:30

Глава фракции ЛДПР в парламенте Тувы складывает полномочия

30 Сен, 07:09

Сильное задымление в правобережье Новосибирска. Фото

30 Сен, 07:03

СГК заявила о подаче тепла в 99% домов Новосибирска

30 Сен, 06:54

Уголовное дело завели на экс-главу СО РАН

Page 3

30 Сен, 08:23

Росприроднадзор отсудил у предприятия «Русала» почти 234 млн рублей за негативное воздействие на окружающую среду

30 Сен, 07:30

Глава фракции ЛДПР в парламенте Тувы складывает полномочия

30 Сен, 07:09

Сильное задымление в правобережье Новосибирска. Фото

30 Сен, 07:03

СГК заявила о подаче тепла в 99% домов Новосибирска

30 Сен, 06:54

Уголовное дело завели на экс-главу СО РАН

Page 4

30 Сен, 08:23

Росприроднадзор отсудил у предприятия «Русала» почти 234 млн рублей за негативное воздействие на окружающую среду

30 Сен, 07:30

Глава фракции ЛДПР в парламенте Тувы складывает полномочия

30 Сен, 07:09

Сильное задымление в правобережье Новосибирска. Фото

30 Сен, 07:03

СГК заявила о подаче тепла в 99% домов Новосибирска

30 Сен, 06:54

Уголовное дело завели на экс-главу СО РАН

Page 5

30 Сен, 08:23

Росприроднадзор отсудил у предприятия «Русала» почти 234 млн рублей за негативное воздействие на окружающую среду

30 Сен, 07:30

Глава фракции ЛДПР в парламенте Тувы складывает полномочия

30 Сен, 07:09

Сильное задымление в правобережье Новосибирска. Фото

30 Сен, 07:03

СГК заявила о подаче тепла в 99% домов Новосибирска

30 Сен, 06:54

Уголовное дело завели на экс-главу СО РАН

Источник: https://tayga.info/153519

Понятие, состав и соотношение административного права и законодательства

В чем веденье находится административное право рф

Понятие «административное право» применимо к трем ключевым направлениям. Речь идет об отрасли права, направлении юридической науки и об учебной дисциплине.

Определение 1

Административным правом принято считать направление российского права, регулирующее общественные отношения в направлении работы государственной администрации.

Административное право необходимо для установления порядка организации и работы государственной администрации, системы реализации ее управления в качестве ключевой части государственного управления.

Помимо этого оно необходимо для регулирования многих видов деятельности как физических, так и юридических лиц, ряда компаний, которые административное законодательство РФ определило как предметы ведения, ряда юрисдикций государственной административной власти.

Исходя из этого, можно сказать, что действие административного права, а также его ключевых частей стоит изучать в виде административно-правового регулирования. Действие же данного направления права, которое сопровождается работой государственной администрации, рассматривать в виде административного (административно-правового) управления.

В ряде ситуаций, когда имеют место административно-правовые юридические факты, отмечается переход всех частей отрасли административного права (речь идет о первичных явлениях, правовых институтах и подотраслях) к действию всеми имеющимися уровнями свободы, их регулятивная сила и энергия освобождается и воздействует на конкретные группы общественных отношений, а также на поведение некоторых субъектов. Стоит отметить, что непосредственно субъекты активно участвуют в процессе административно-правового регулирования. Основываясь на юридическом характере административно-правовых велений, они могут реализовывать их при помощи исполнения, эксплуатации или же следования им. Субъекты, которые наделены административной властью, осуществляют веления при помощи деятельности правоприменительного характера.

Административное управление появляется благодаря работе государственной администрации, деятельности государственной административной власти, которые следуют административному праву. Во время деятельности административного права, его ключевых первичных административно-правовых велений, а также ряда из образований происходит формирование административно-правового регулирования.

Таким образом, рассматривая действия административного права в первоначальном виде, без учета властной работы государственной администрации, исследователи уделяют особое внимание административно-правовому регулированию.

Замечание 1

Стоит отметить, что хоть властная работа государственной администрации тесно связана с деятельностью административного права, все же наблюдатели отмечают ее схожесть с административным управлением.

В современном мире для административно-правового регулирования свойственной находиться в тесной связи с административным управлением. Но исследовали административно-правового направления, основываясь на своих предпочтениях, целевых установках и ограниченных возможностях, сосредотачивают свое внимание или на анализе регулирования или же на анализе управления.

Специфика науки административного права

Определение 2

Под наукой административного права понимается направление юридической науки, которое изучает, исследует административно-правовые явления.

Помимо этого данное направление занимается добычей, суммированием, систематизацией, распространением и использованием научных знаний в направлении административного права и административного законодательства, их реализацией, организацией деятельности государственной администрации, а также государственной административной власти, которые основываются на деятельности административного права и законодательства. Для науки административного права важно предвидеть развитие административно-правовой отрасли. Часть ее работы направлена на разработку предложений, проектов, программ, которые необходимы для систематизации, повышения эффективности административного права и законодательства.

В состав учебной дисциплины административного права входит система уже сформированных знаний относительно административного права и законодательства в виде отрасли российского права и законодательства, науки административного права.

Помимо этого в нее входят знания, которые относятся к организации и работе государственной администрации, теория и практика административно-правового регулирования и административного управления, которое применимо к разным общественным направлениям.

Опиши задание

Особенности административного законодательства

Определение 3

Административное законодательство – это направление российского законодательства, которое включает в себя ключевые положения административного права.

Так, законодательство об административных правонарушениях включает в себя КоАП РФ, а также ряда законов субъектов РФ об административных правонарушениях, которые принимаются на основании данного документа.

https://www.youtube.com/watch?v=t2vyzu0bJPs\u0026list=PL8RcQaADy-ZHmTa9jOL4HhaSCR5SH2iYk

Замечание 2

КоАП РФ воспринимается в качестве кодифицированного нормативного акта не всего направления административного права, а только одного его направления – административного деликтного права. Исходя из этого, нельзя распространять его формулу о составе законодательства об административных правонарушениях на все административное законодательство.

Градостроительный кодекс РФ содержит расширительное понимание состава законодательства. При помощи его происходит административно-правовое регулирование, административно управляется градостроительная отрасль.

Стоит отметить, что еще более подробно рассмотрена данная тема в Жилищном кодексе РФ. Согласно ему, в состав жилищного законодательства входит данный Кодекс, ряд законов, которые были приняты на основании него и указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и т.д.

В бюджетное и налоговое законодательство включили Бюджетный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ.

Данные кодексы находятся вместе с рядом федеральных и региональных законов, которые были изданы представительными органами муниципальных образований. Основываясь на НК РФ, законы, которые находятся в ст.

5, а также иные нормативно-правовые акты относительно налогов и сборов называются законодательством о налогах и сборах.

Замечание 3

Следует отметить, что на основании данного анализа, можно сделать вывод, что кодифицированное российское законодательство не имеет единой трактовки состава законодательства.

Одни кодексы содержат исключительно законы юридического характера в отраслевом законодательстве, другие включают и нормативно-правовые акты, которые издаются как указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, другая группа кодексов включает нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов РФ, еще одна группа содержит ряд муниципальных правовых актов, которые издаются представительными органами муниципальных образований. Данная ситуация не логична, в ней отсутствует последовательность. Таким образом, рассматривая тему состава отраслевого законодательства, важно видеть разницу между позицией, установленной в отраслевом юридическом законе, и авторской позицией.

Скорее всего, законодатель по прошествии определенного времени придет к непротиворечивому, последовательному и этимологически выдержанному пониманию состава российского законодательства, в состав которого входят нормативно-правовые акты, которые изданы в виде законов РФ, а также законов субъектов РФ. А до этого момента в сфере права, имеющей общеотраслевые кодексы, необходимо следовать установленному в них составу отраслевого законодательства.

По причине того, что с административным правом не происходила общеотраслевая кодификация, нет отраслевого федерального закона, который предложил бы юридическое решение темы состава административного законодательства.

Таким образом, каждый конкретный случай рассмотрения данной темы требует наличия соответствующих оговорок либо не использования понятия «административное законодательство», которое потенциально имеет ряд трактовок.

Лучше пользоваться терминами-заменителями, для которые не нужны дополнительные объяснения, так как они имеют однозначный смысл. Речь идет о таких понятиях, как нормативный источник права, закон, приказ и т.д.

Основная разница административного права в виде отрасли права и административного законодательства заключается в составляющих их первичных единицах. Нормативно-правовой акт – ключевая первичная единица административного законодательства. В состав его входит ряд разделов, статей, параграфов и пунктов.

Замечание 4

Административно-правовое веление является элементарной единицей сферы административного права, которая отвечает за ее регулирующее действие. Речь идет о принципах и нормах, индивидуальных установлениях, субъективных правах и юридических обязанностях.

В состав науки и учебного курса административного права входят систематизированные знания.

Для науки важно анализировать, исследовать административно-правовые явления, предвидеть их развитие, формировать предложения относительно систематизации административного права и законодательства, совершенствовать и повышать эффективность административно-правового регулирования.

Учебный же курс административного права используется в целях преподавания, изучения в образовательных учреждениях. Так, посредством передачи и освоения учебных знаний, данных, материалов по теме административно-правовой работы дает возможность обучающимся и обучающим раскрыть суть данной сферы и сформировать видение о ней, используя при этом учебные технологии.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/sootnoshenie-administrativnogo-prava-i-zakonodatel/

О ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: